Каталог

Церковь Сона и Луара

Франция, Сона и Луара. XI-XII в.

УХМ.07.119


3 000 руб

Место расположения

департамент Сона и Луара

Историческая справка

Гигантская базилика, оказавшая сильное влияние на романский стиль в архитектуре, была сооружена в XI—XIII веках и явилась третьим по времени сооружения главным храмом аббатства. Строительство нового главного храма аббатства было крупным событием — базилика обрела известность не только благодаря новаторской для своего времени архитектуре, но и благодаря богатому внутреннему убранству: скульптуре, мозаике, резьбе карнизов и капителей. Строительство выполнялось по заказу аббата Гуго, авторство общей композиции храма приписывается монаху Гунзону. В 1125 году свод здания обрушился; его удалось восстановить лишь пять лет спустя. К 1130 году было завершено лишь строительство центрального нефа, тогда же было начато строительство притвора и северного рукава трансепта. В конце XII — начале XIII веков строительство прерывалось, и притвор, завершённый в 1220 году, был построен уже в готическом стиле. Храм был закрыт вместе со всем аббатством Клюни в 1790 году, во время Великой французской революции. Три года спустя здание было сожжено и разграблено крестьянами. Затем крыша собора была разобрана солдатами с целью извлечения из неё свинца для пуль. После продажи в 1798 году территории аббатства церковь на протяжении нескольких десятилетий использовалась как каменоломня. К 1820-м годам базилика была разобрана почти полностью, до наших дней дошло менее 10 % здания. При постройке нового здания был взорван и главный портал базилики — один из ценнейших памятников романского искусства. До нашего времени дошли фрагменты южного крыла большого трансепта с колокольней (восьмиугольной в плане, высотой 31 м), часть восточного трансепта, остатки башен, окружавших портал церкви и нижние части притвора.

Архитектурные особенности

Длина базилики составляла 187 м, высота — 30 метров, что делало её самой большой церковью Европы вплоть до строительства Собора Святого Петра. Базилика была пятинефной; центральный неф был крупнейшим по высоте среди романских храмов, ширина его составляла 15 м. К западной части здания примыкал длинный трёхнефный нартекс. Базилика имела два трансепта и большие хоры; главная апсида храма имела обход — деамбулаторий, который опоясывали малые апсиды. Малые апсиды также дополняли трансепты с восточной их стороны. Широкий центральный неф был перекрыт цилиндрическим сводом. При сооружении свода строители применили новаторский приём, получивший впоследствии большое распространение в европейской храмовой архитектуре: своду с целью погашения бокового распора была придана стрельчатая форма. Аркады малых нефов также получили стрельчатые очертания. В стенах были прорезаны большие оконные проёмы. Церковь украшали пять башен — одна на средокрестье, две симметрично расположенные на главном фасаде, а также две над большим трансептом. К внешним стенам храма были пристроены контрфорсы, которые впоследствии широко применялись в готической архитектуре. Готический портал собора — самая новая часть храма — был богато украшен аллегорическими скульптурами. Внутреннее убранство церкви не сохранилось. В центральной апсиде храма размещалась фреска «Христос во славе», уменьшенная копия которой была размещена в капелле Берзе-ла-Виль и дошла до наших дней. Церковь послужила образцом для многих архитектурных сооружений романского периода.

Размер/Диаметр 30 см
Форма круглая
Роспись акрил
Материал керамика

Другие товары этой категории